Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Прокуратура информирует


30.08.2015

Изменения действующего законодательства по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Федеральным законом от 03.02.2014 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» внесен ряд изменений в Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на повышение уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и находящихся на них граждан от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера.

Изменения коснулись нормы категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработки и реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. При общей обязательности категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, уполномоченными органами могут определяться такие объекты и транспортные средства, в отношении которых проведение данных работ не является необходимым.

В отношении планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств установлено, что разработанные планы не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств направляются на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, предусматривается поэтапная реализация планов. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

Кроме того, новой редакцией Федерального закона № 16-ФЗ введены новые понятия, уточняются существующие термины, устанавливаются дополнительные и корректируются уже имеющиеся процедуры в рамках обеспечения транспортной безопасности.

Так, введено понятие «зона транспортной безопасности», под которой понимается объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.

Введены такие понятия как «подразделения транспортной безопасности» и «силы обеспечения транспортной безопасности».

Подразделениями транспортной безопасности признаются подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры).

Силами обеспечения транспортной безопасности являются лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Также, новой редакцией Федерального закона № 16-ФЗ устанавливается, что персональные данные о пассажирах и персонале транспортных средств должны передаваться в автоматизированные централизованные базы данных и при осуществлении перевозок автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между г. Москвой и Московской областью, а также между г. Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусматриваются новые составы правонарушений в области транспортной безопасности и устанавливается ответственность за их совершение.

Так, дифференцируется административная ответственность за неисполнение установленных требований по обеспечению транспортной безопасности (при отсутствии в действиях виновного лица признаков уголовно наказуемого деяния): такие действия, совершенные умышленно, будут наказываться строже, чем совершенные по неосторожности.

Вводится административная ответственность за нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка проведения такой оценки, порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, требований к подразделениям транспортной безопасности и порядка их подготовки и аттестации, правил проведения досмотров.

Совершение указанных деяний впервые влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 5 тыс. руб., на должностных лиц – до 30 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей – до 50 тыс. руб., на юридических лиц – до 100 тыс. руб. За повторное и умышленное совершение правонарушения предусмотрены административные штрафы в большем размере, а также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме этого, статьей 19.7.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится административная ответственность за непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз.

Совершение указанных деяний впервые влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до 30 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей – до 50 тыс. руб., на юридических лиц – до 100 тыс. руб. За повторное и умышленное совершение правонарушения предусмотрены административные штрафы в большем размере, а также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Следует также учитывать, что за указанные административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях вступили в силу с 06 мая 2014 года.

Помощник прокурора района юрист 3 класса В.В. Каханова


Возврат к списку