Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Полезная информация

25.06.2024

Долг платежом красен

В 2024 году вступили изменения в закон о коллекторах – Федеральный закон от 03.07.2016 № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон). Данные изменения внесли существенные улучшения в законодательстве, регулирующее деятельность по взысканию просроченной задолженности с граждан.

По новым правилам части 1.1 ст. 13 Закона, теперь в названии любой организации должно быть указано «профессиональная коллекторская организация», такие изменения коснулись как новых фирм, так и тех, кто уже занимается деятельностью по возврату просроченной задолженности. Профессиональной коллекторской организацией может являться только лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 230 для профессиональной коллекторской организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра.

         Организация, осуществляющая деятельность по возврату задолженности должна иметь сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вместе с тем, появляется и новое понятие в Законе «автоматизированный интеллектуальный агент» (АИА) - программное обеспечение, которое предназначено для отправки кредитором и (или) представителем кредитора должнику голосовых сообщений, передаваемых посредством сетей связи общего пользования с использованием сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Иными словами, такая программа будет вести диалог с должником без личного участия коллектора, при этом будет предоставлять всю необходимую информацию о задолженности, записывая разговор (диалог). Кроме того, теперь у профессиональной коллекторской организации появилась возможность взаимодействовать с должником через Единый портал государственных и муниципальных услуг - «Госуслуги».

Законом установлен особый порядок общения с должником, так согласно ст. 7 Закона не допускается непосредственное взаимодействие:

1) в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору;

2) посредством личных встреч более одного раза в течение календарной недели;

3) посредством телефонных переговоров или с использованием АИА:

- более одного раза в сутки;

- более двух раз в течение календарной недели;

- более восьми раз в течение календарного месяца.

Помимо того, частота направления сообщений должнику (текстовых, голосовых и иных сообщений) ограничена общим числом более двух раз в сутки, четырех раз в течение календарной недели и шестнадцати раз за календарный месяц (п. 5 ст. 7 Закона). При этом, запрещено скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение (или адрес электронной почты) должнику.

Следует отметить, что если ранее Законом было установлено, что при каждом взаимодействии кредитор должен был сообщить данные о себе (фамилия, имя, отчество), то в новой редакции Закона таких данных уже недостаточно. Для большей безопасности должника Законодатель расширил перечень сведений и помимо уже известных сведений, должнику должны быть сообщены следующие сведения:

- индивидуальный идентификационный код физического лица, осуществляющего взаимодействие;

- наименование представителя кредитора;

- сведения о просроченной задолженности, ее размере и структуре;

- в случаях непосредственного взаимодействия с использованием АИА или переключение на физическое лицо и другие необходимые сведения.

Таким образом, законодатель постепенно добавляет новые механизмы общения между кредитором и должником, направленные на возврат просроченной задолженности.

Тем не менее, раньше можно было услышать или увидеть в новостях, неправомерное поведение коллекторов по отношению к должнику и (или) его родственникам. В общении с должником коллекторы нередко описывали слишком красочно и пугающе последствия невозврата долга, что, конечно, не могло остаться незамеченным. Теперь за незаконные действия коллекторов предусмотрена уголовная ответственность.

На сегодняшний день в Уголовный кодекс внесены изменения, после которых появилась специальная норма, посвященная уголовной ответственности коллекторов, – «Незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц» (статья 172.4 УК РФ). Совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц связанных с угрозой или применением насилия (уничтожения или повреждения имущества), либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего (его близких) лицом, действующим от имени организации-кредитора.

В конечном итоге это позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов граждан-должников, а также обеспечит неотвратимость ответственности за противоправные действия в указанной сфере.

Безусловно поправки в Законе не отменяют необходимость добросовестно исполнять обязательства по взятым займам (кредитам). Если вы попали в сложную ситуацию и у вас образовалась задолженность перед финансовой организацией, лучше обратится напрямую к кредитору и по возможности договориться о реструктуризации долга, чем ожидать визита коллекторов.

Не стоит и забывать о такой процедуре, как банкротство физических лиц - признанная законом неспособность гражданина погасить в полном объеме долги перед кредиторами. Согласно Федеральному закону №127 «О несостоятельности» (банкротстве)», любой гражданин нашей страны имеет право подать на банкротство, если он больше не может платить по своим кредитным обязательствам.

Однако, если коллектор нарушает установленные требования и беспокоит должника или его родственников звонками в ночное время, если общение с ним приобретает агрессивный характер или сопровождается угрозами, следует обратиться в правоохранительные органы с приложением материалов, свидетельствующих о нарушении закона (например, скриншотов сообщений, аудиозаписей переговоров, фотографий угроз на стенах в подъезде и др.).

При возникновении вопросов специалисты консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей оказывают гражданам консультации по следующим телефонам: 8 (3435) 41-83-62, 41-82-10.

Также информацию о работе и услугах Консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/ https://кц66.рф https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley


Возврат к списку